Оганес Татевосян

Оганес Татевосян. Живописец, график, художник прикладного искусства, педагог. Член СХ Узбекской ССР. Народный художник Узбекской ССР (1944).

Оганес Татевосян родился в семье портного в Ереване. Учился в Тифлисском художественном училище (1908–1909). В тифлисской Рисовальной школе учителем Тер-Татевосяна был Егише Татевосян – выдающийся живописец. Затем продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1910–1914) у А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина и К. А. Коровина. В 1914 году, как итог студенческой практики, появился цикл работ «Трапезунд», ознаменовавший рождение самобытного художника. По окончании училища вместо положенной ему заграничной поездки, отмененной из-за войны, Тер-Татевосян приезжает в Самарканд (1915), где организует художественную школу «Самаркандская коммуна» (1918–1919) и комиссию по охране памятников старины (1919–1920). Занимался живописью и графикой. До 1920 года подписывал картины Тер-Татевосян.

В 1921 году Татевосьян поступил во Вхутемас на факультет керамики. Выполнял агитационные панно, заказ на роспись сувенирных изделий для участников 3 конгресса КОМИНТЕРНа (расписал чашку с блюдцем и блюдо «Пробуждающийся Восток»). Комплект был повторён в трёх экземплярах. В последующие годы Татевосян к росписи фарфора больше не возвращался.

В 1927 году возвратился в Самарканд, организовал студию АРИЗО (Ассоциация работников изобразительного искусства), а в 1930 году – Изофабрику (экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств). В 1932 году Татевосян переехал в Ташкент, работал хранителем фондов музея искусств. Вступил в РАБИС, стал членом Товарищества передвижных выставок и правления Союза художников Узбекистана. В 1937 году Татевосян – главный художник павильона Узбекистана на ВДНХ в Москве.

Работал как живописец; писал портреты, пейзажи, тематические картины («Сумерки. Чурага», 1924; «Дорога в сады», 1928; «Дынный базар», 1929; «Музыканты», 1936; «Окрестность Ташкента», 1946; «Женщины на арбе», 1960; «Весна», 1961). Одним из первых художников Востока обратился к теме Гражданской войны и строительства социализма в Средней Азии, создав тематические картины «Налёт басмачей на кишлак» и «Зажиточная жизнь» (1933). В 1935 году пишет «Колхозный той» – огромное многофигурное полотно, преображающее сельский праздник урожая в апофеоз колхозного бытия.

В 1941–1948 годах создал серию картин, посвящённых Великой Отечественной войне. Принимал участие в росписи залов академического театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Занимался педагогической деятельностью; профессор и заведующий кафедрой живописи Ташкентского театрально-художественного института. В 1966 году переехал в Москву.

Персональные выставки художника состоялись в Ереване (1912), Самарканде (1929), Ташкенте (1949 и 1964).Творчество О. К. Татевосяна сыграло значительную роль в формировании изобразительного искусства Узбекистана. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее народов Востока в Москве, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, частных коллекциях.

«Художники из разных уголков России отправлялись на Восток в поиске ярких впечатлений и новых изобразительных форм. Испытав на себе влияние русского авангарда начала XX века, они прокладывали новые пути в изобразительном искусстве Туркестана, где в силу традиционных устоев станковая живопись развития не получила».

•Вот так начинаю свой пост, и вот так написано в книгах искусствоведов о том времени, кстати удивительно похожим на наше, когда политические и экономические катаклизмы, да ветер судьбы, переместили в Среднюю Азию людей от Искусства, в первую очередь художников.

• Это время, когда в центре русский авангард был уже на излете, а у нас, в Азии,продолжали создаваться необычайно яркие и своеобразные новаторские произведения, которые искусствоведы объединили под условным названием «туркестанский авангард».

Татевосян Оганес Карапетович родился в Ереване в 1889 году. Практически в интернете нет информации о его личной жизни, даже фотографии художника. Видимо наследники художника оберегают своё монопольное право и на факты биографии художника и на его картины.

Известно (со слов самого художника), что он родом из семьи священнослужителей. До 1920 года он подписывал картины Тер-Татевосян (частица ТЕР означала принадлежность семьи к роду священнослужителей), но в связи с известными гонениями на церковь, он «утратил» эту частицу.

Из сухой биографической справки узнаю,что в 1908 – 1909 годах учился в Тифлисском художественном училище, затем семь лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.М.Васнецова. Н.А.Касаткина и К.А.Коровина, а в 1914 году, как итог студенческой практики, появился цикл работ «Трапезунд» (для справки:Трапезунд, расположенный по обоим склонам мыса, глубоко вдающегося в море, имел до войны 1914 года 55 тысяч жителей, из них турок 25 тысяч, греков 15 и армян 15 тысяч. Его много и страстно рисовал Айвазовский (Гайвазян). После 1920 года этот город принадлежит Турции).

В 1915 году Татевосян приезжает в Самарканд : в этом городе с древних времён проживало много армян. Все они прекрасно говорили и на фарси, и на узбекском.
Они сыграли большую роль в становлении искусства Узбекистана после революции 1917 года, и в развитии искусства республики в течение многих лет.
            Здесь Татевосян организует художественную школу «Самаркандская коммуна» и организует комиссию по охране старины. В 1921 году Татевосян поступает в знаменитый Вхутемас на факультет керамики.

Его интересовали большие керамические панно…в этом же году делает
заказ на роспись сувенирных изделий для участников 3 конгресса КОМИНТЕРНа…Им было расписано блюдо “Пробуждающийся Восток” . Комплект был повторён в трёх экземплярах. В последующие годы Татевосян к росписи фарфора больше не возвращался.
В 1927 году возвращается в Самарканд, организует студию АРИЗО (Ассоциация работников изобразительного искусства), а в 1930 году – Изофабрику (экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств).

В 1932 году переезжает в Ташкент, работает хранителем фондов музея искусств. Одним из первых обращается к теме Гражданской войны.

В 1937 году Татевосян – главный художник павильона Узбекистана на ВДНХ в Москве, в 1941 – 1948 годах работает над серией картин, посвящённых Великой Отечественной войне.А ещё принимает участие в росписи залов академического театра оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте.  

В 1966 году (после землетрясения) переехал в Москву.
Умер В 1974 году.