Воссоединение архитектуры и текстиля

В Центральном Выставочном зале Академии художеств Узбекистана при участии швейцарского профессора Б. Колера прошла лекция на тему «Мимесис и Метафора. Роль ткани в архитектуре, интерьере и одеждестран Востока и Европы».

Известно, что есть связующее звено, которое объединяет всё человечество на этой планете, которые говорят на совершенно разных языках, звено, которое можно считать одним из гениальных изобретений всех времен и эпох, звено, которое называется – искусство.

Искусство, сыграло огромную связующую роль между Востоком иЗападом (странами Европы). Так, на прошедшей лекции были раскрыты схожие аспекты орнамента в архитектуре и тканях Запада и Востока.

Архитектура и текстильные изделия.

Нам известно, что в восточной архитектуре можно увидеть орнамент схожий с растительными и другими видами орнамента, что и на предметах текстиля, в частности гобеленах, одежде и т.д.

На лекции были приведены примеры, которые показывают нам, как же восточная и западная архитектура применяла узоры и орнаменты, взятые из предметов текстиля. К примеру, Мавзолей Саманидов в Бухаре – яркий пример создания из строительного материала – кирпичей, орнамента, схожего с орнаментом ковровых изделий.

В Европе в свою очередь гобелены и ковры используют как часть архитектуры или интерьера. Например, ковры украшают пол, а гобелен – стены. Или гобелен можно использовать для разделения разных частей дома, следовательно, гобелен превращается в своеобразную стену, но уже из мягкого материала – теория ГотфридаЗемпера – крупнейшего немецкого архитектора середины девятнадцатого столетия.

Складки на тканях можно применить и при конструкции фасадов зданий.

Здание Дворца кино имени Алишера Навои в Узбекистане и здание кинотеатра в Швейцарии PathéKüchlin.

Также текстильные изделия были рассмотрены в качестве покрывающего навеса, как целое здание, временное жилище из ткани, быстро возводимая сборно-разборная конструкция –шатёр.

Таким образом, взаимоотношение текстильных изделий и архитектуры были рассмотрены в следующем порядке:

Ковер – Пол

Занавес или гобелен – Стена

Шатёр – Комната.

Окончание лекции была сопровождена следующей цитатой:

«Везде, где есть трещины – проникает свет».          Выражаем благодарность организаторам интересной лекции при участии профессоров, преподавателей и магистров, руководству Академии художеств и Отделу международных связей Национального института художеств и дизайна имени Камалиддина Бехзода.

Юсупбоева Зилолазода,

1 курс Магитср отделения “Музееведение: консервация, реставрация и хранение историко-культурных объектов”