1- раздел. Общие правила
1.1. Данное высшее учебное заведение является институтом при Академии художеств Узбекистана, и правила поведения в институте (далее именуемые «Правила»), были разработаны на основе Конституции Республики Узбекистан, Национальной программы подготовки кадров, Закона «Об основах молодежной политики», «Об образовании», «Об основах государственной молодежной политики» и «О свободе информационного давления и гарантий», соответствующих распоряжений Академии художеств Узбекистана, соответствующих приказов Министерства высшего и среднего специального образования, Устава Института, внутренних законов и общепризнанных морально-этических принципов.
При разработке «правил» предусмотрены, что основной функцией института является образование и воспитание студентов, так на это направлены Законодательные документы об образовании Республики Узбекистан, в которых указывается на обеспечение конституционного права каждого человека на получение образования и воспитания, определять правовые основы профессиональной подготовки, наряду с разработкой и внедрением эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания учащихся.
1.2. «Правила» вступают в силу с момента их утверждения Ученым советом института, а изменения и дополнения вносится решением Ученого совета.
1.3. «Правила» определяют этические принципы, правила и обязанности, которые необходимо соблюдать во взаимоотношениях администрации, профессоров – преподавателей, сотрудников и студентов учреждения (членов коллектива).
1.4. Соблюдение «правил» является обязательным для всех членов коллектива института.
1,5. Каждое лицо, претендующее на учёбу или на работу должно ознакомиться с «правилами», и заверить своей подписью, что берёт на свою ответственность соблюдение указанных правил.
1.6. Институт заинтересован в соблюдении указаний в отношениях с общественными, государственными и негосударственными организациями, образовательными и научными учреждениями, субъектами предпринимательства, средствами массовой информации и родителями студентов.
2-раздел. Цели и задачи
2.1. Целью «правил» является формирование здоровой моральной и социально-психологической среды в институте, сохранение его престижа и репутации, содействие в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих высоким моральным и этическим требованиям, повышение престижа института в общества и системе образования.
2.2. Основные задачи «правил»:
– подготовить энергичных, волевых и инициативных, сознательных и добросовестных, патриотичных и гуманных, вооружённых предпринимательскими навыками специалистов с высокими гуманистическими, духовными и этическими качествами, чувствующих свою ответственность перед обществом, государством и семьёй, правильно осознающих внутреннюю и внешнюю политику государства;
– формирование, сохранение и защита духовного иммунитета сотрудников института;
– предотвращение любых попыток, пропагандирующих подстрекательскую мораль среди молодежи, включая пропаганду насилия, жестокое обращения и цинизм и других опасных для жизни угроз, а также помощь в защите молодёжи от употребления алкоголя и наркомании, от чуждых нам религиозных и экстремистских действий и от последствий непристойных нападок “массовой культуры”.
3-раздел. Общие правила о моральном поведении членов коллектива
3.1. Важными условиями для стабильных взаимоотношений между членами коллектива являются взаимопонимание и согласие, взаимное доверие, забота и уважение.
3.2. Основной принцип взаимоотношений в институте заключается в том, что права одного человека не должны нарушать права другого человека, в том числе, свобода слова члена коллектива не гарантирует его права на оскорбление других и клевету на других, права на использование им циничных слов, выражающих публичное пренебрежение общепринятым этическим нормам, права свободного вероисповедания также не гарантируют присутствия в учреждении в религиозной одежде, а также свобода в выборе одежды не гарантирует присутствия в учреждении в вызывающей одежде и т.д.
3.3. Членам коллектива института запрещается присутствовать в учреждении в прозрачной, показывающей запретные части тела: грудь, живот человека, а также часть его ног выше колен и в чрезмерно облегающей одежде или же религиозных богослужебных облачениях, в учреждении также запрещается носить металлические цепи, булавки и ожерелья. Запрещается приходжить в спортивной одежде или обуви. Члены коллектива должны приходить в институт опрятными и в соответствующей форме.
3.4. В целях соблюдения и воспитания у молодёжи чувства уважения чести и достоинства члена коллектива и, чтобы защищать духовное наследие нашего народа, членам коллектива строго запрещается неуважительное отношение друг к другу и использование нецензурных слов. В институте все должны общаться друг с другом на «Вы».
3.5. Члены коллектива института должны уважительно относиться к выступающим на различных мероприятиях (таких как встречи, фестивали, торжественные собрания, встречи, праздники) и сохранять спокойствие. При необходимости желающий может покинуть зал только во время перерыва, когда закончится выступление одного лица и начинается выступление следующего: в промежутке между выступлениями.
3,6. Если во входах в здание возникают пробки, студенты должны пропустить профессоров – преподавателей и сотрудников, а мужчины должны пропустить женщин.
3,7. Каждое лицо, которое входит в здание института, обязан показать контролирующему вход и выход или дежурному документ об удостоверении личности в открытом виде.
3,8. Члены коллектива на территории института должны двигаться с правой стороны коридоров и дорожек. При встрече они приветствуют друг – друга, при этом, студентам рекоментуется первқми приветствовать профессоров- преподавателей и сотрудников, мужчины – женщин, молодые – старших. А при приветствии рукопожатием первым подаёт руку старший, и только после этого в ответ подаёт руку молодой человек.
3,9. Запрещается размещать или использовать в Интернете вопросы, которые не присущи национальным или общечеловеческим ценностям или относящиеся к внутренним проблемам института.
3.10. Строго запрещается производство, хранение, распространение и пропагандирование любых материалов, не связанных с институтом, а также любых фильмов с незаконной религиозной информацией, содержащих национальную, расовую, этническую или религиозную враждебность.
3,11. Запрещено заниматься деятельностью, которая может помешать занятиям и безопасности работы членов коллектива (неоправданное использование радиоприемников, телевизоров, магнитофонов и других средств улучшения звука).
3.12. Члены коллектива института должны приходить на занятия и на работу своевременно в соответствии с графиком работы.
3,13. Запрещается совершать какие-либо правонарушения, включая клевету, оскорбление, распространение информации, которая может причинить духовный или материальный ущерб члену коллектива, причинить вред здоровью, входить в отношения, связанные с запрещёнными препаратами (наркотики, психотропные препараты и т. д.), пьянство, контрабанда, рэкет, ссоры, посягательство на бытовое спокойствие, азартные игры и другие вредные игры.
4 – раздел. Взаимоотношения между преподавательским составом и студентами в образовательно – воспитателном процессе
4.1. Отношения профессоров-преподавателей и студентов в образовательном процессе должны основываться на национальных традициях «Устоз-шогирд (Учитель-ученик)».
4.2. Всякий раз, когда профессор или преподаватель входит в аудиторию, всем студентам следует стоя приветствовать педагога, а затем занять свои места.
4,3. Всем строго запрещается использовать средства мобильной связи во время занятий.
4.4. Если студент будет мешать проведению занятий своими неуместными выходками, то профессор-преподаватель может уведомить декана о ситуации и может отстранить такого студента от занятий.
4,5. Если у студента возникнет необходимость общения с профессором-преподавателем внеучебное время, то он должен соблюдать следующие правила и должен знать, что:
– профессор-преподаватель занимается со студентом только во время занятий по расписанию, в часы консультаций, во время самостоятельных занятий, во время сдачи рейтингового контроля или же в намечанное время по договорённости с педагогом;
– студент должен знать должность, имя, отчество и фамилию профессора-преподавателя, с которым хочет общаться.
4,6. Если студент приходит к профессору-преподавателю без предварительной договоренности, или же он или она опоздала или вовсе не пришла в намеченное преподавателем время, то он / она не имеет права требовать, чтобы преподаватель побеседовал с ним в течение хотя бы короткого времени.
4,7. В некоторых случаях студенты могут подать заявку на смену профессора – преподателя. Но это требует представления администрации серьёзных причин (грубость, взяточничество, доказательства регулярных срывов со стороны профессора – преподателя во время проведения учебных занятий) и единого мнения группы по данному вопросу.
4.8. В случае конфликта между профессором и студентом по поводу несогласия при сдаче рейтингового контроля, то студент может обратиться к заведующему кафедрой с просьбой на разрешение пересдачи рейтингового контроля специальной комиссии. В этом случае предложение должно быть обосновано. Эти вопросы решаются деканом факультета на основе представления заведующего кафедрой.
5 – раздел. Взаимоотношения профессоров-преподавателей
5.1. Во взаимоотношениях профессоров – преподавателей должны быть соблюдены принципы единой команды, взаимоуважения и взаимопонимания, дружбы, солидарности, честности и справедливости.
5.2. В отношениях профессоров – преподавателей строго запрещается неуважение к человеческому достоинству, дискриминация личности, присвоение чужой интеллектуальной собственности, грубость, неправильное использование слов, мошенничество, моральный, материальный или физический ущерб другим лицам.
6 – раздел. Обязанности сотрудников.
6.1. Строгое соблюдение Устава института и правил внутреннего распорядка;
6.2. Добросовестное исполнение своих обязанностей без ущерба для своей личности и вообще для коллектива;
6.3. Добродушное общение с персоналом, студентами и другими людьми, во времяобщения по работе;
6.4. Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и техники производства;
6,5. Придерживаться правил культуры ношения одежды, в том числе, в местах проведения учебных занятий и в других территорях здания и за пределами здания института, не носить религиозную одежду (облачаться в платки) (статья 184-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности) и не ходить в привлекающих внимание, вызывающем наряде;
6.6. Бережное отношение к имуществу отделов, факультетов, кафедр и лабораторий института.
7 – раздел. Взаимоотношение студентов
7.1. В взаимоотношениях студентов должны быть соблюдены принципы единой команды, взаимоуважения и взаимопонимания, дружбы, солидарности, честности и справедливости.
7.2. В отношениях студентов строго запрещается неуважение к человеческому достоинству, дискриминация личности, присвоение чужой интеллектуальной собственности, грубость, неправильное использование слов, мошенничество, моральный, материальный или физический ущерб другим лицам.
8 –раздел. Морально-этические обязанности профессоров – преподавателей
– быть примером студентам в соблюдении этических норм;
– воздерживаться от действий, противоречащих интересам института;
– сообщить администрации о любых неприятных инцидентах или событиях, произошедших на территории института или общежития студентов;
– предотвращение любых обстоятельств, которые могут подорвать авторитет и престиж учреждения;
– не использовать информацию об институте в целях нанесения вреда или же в собственных интересах;
– пропаганда национальных традиций, обычаев и ценностей нравственности учащимся во время занятий;
– поощрять здоровый образ жизни среди молодежи, постоянно проводить воспитательные беседы о вреде алкоголизма и наркомании, других опасных для жизни угроз, религиозных и экстремистских настроениях и нападках «массовой культуры»;
– Оказание помощи в разработке эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания и воспитательной работы обучающихся.
9 – раздел. Морально этические обязанности студентов
а) На территории института:
– вход на территорию с удостоверением личности студента;
– не допускать загрязнения территории и бросать отходы только в урны;
-приветствовать учителей при встрече;
– не гулять по территории института без причины во время учебных занятий;
– бережное отношение к имуществу института (движимое и недвижимое имущество, флора и фауна и т. д.);
– придерживаться правил культуры одевания и общения;
– не вешать рекламные вывески и объявления без согласия должностных лиц;
– соблюдать бытовое спокойствие;
– противодействие употреблению и распространению наркотиков и психотропных веществ, алкоголя и табачных изделий. В соответствии с законодательством Республики Узбекистан вышеуказанные положения признаются как неспособность своевременно сообщать соответствующим организациям.
б) в аудитории:
– отключение средств мобильной связи;
– не разговаривать во время занятий;
– культурное и бережное отношения к имуществу института;
– не оставлять бумагу и другие ненужные предметы;
– не есть во время занятий, не жевать жевательную резинку на территории института.
в) в местах общественного питания:
– соблюдать очередь при покупке еды;
– оказать уважение к учителям, женщинам и старшим в очередях;
– не шуметь во время еды;
– соблюдать правила, установленные в местах общественного питания.
г) в информационно-ресурсном центре:
– добродушное отношение с персоналом ИРЦ;
– бережное отношение к книгам и технике;
– не говорить громчо и не мешать другим;
– не оставлять бумагу, жевательную резинку и другие отходы;
– соблюдение правил приобретения и сдачи книг.
г) в студенческих общежитиях:
– бережное отношение к оборудованию;
– экономное использование электроэнергии, газа и водных ресурсов;
– соблюдение правил пользования санитарно-гигиеническими помещениями;
– соблюдение «Правил» и «Внутренних правил» студенческого общежития и спортивных комплексов:
– входить в спортивные комплексы в соответствующей одежде и обуви;
– культурное и бережное отношение к спортивному инвентарю;
– перенос спортивного инвентаря в указанные места после тренировки;
– соблюдение установленных правил спортивного комплекса.
к) в дворцах культуры и в других местах проведения общественных мероприятий:
– культурное и бережное отношение с сиденьями и другим оборудованием;
– не свистеть и не кричать во время массовых мероприятий, и не уходить без причин до окончания мероприятия;
– не засыпать, не лежать на сиденьях, не разговаривать друг с другом, не мешать окружающим людям.
Кроме того,
– стремление создать положительное впечатление об институте с образцовым поведением и знаниями в различных кругах;
– глубокое понимание благородных качеств, таких как стремление к совершенству, честная и справедливая жизнь;
– заботиться об интересах института, его чести и славе, его репутации и влиянии, защищать и уважать их.
10-раздел. Морально –этические запреты для профессоров-преподавателей, сотрудников и студентов
Профессору-преподавателю:
– дискриминация личности и достоинства членов коллектива, обсуждение личных и семейных проблем других;
– организация различных клевет, сплетен и домогательств на членов коллектива и других лиц;
– обсудить профессиональные и личные недостатки коллег со своими студентами;
– без оснований отстранить студентов от учебных занятий;
– проводить коммерческая рекламу во время занятий;
– проведение религиозных мероприятий во время занятий;
– приходить на занятия пьяными, с бородой и без соблюдения соответствующих правил одежды;
– пить и курить в зданиях строго запрещено.
Студенту:
– хамить профессорам-преподавателям, говорить необоснованно во время занятий;
– обсуждать оценки других с профессором- преподавателем;
– предпринимать любые действия, связанные с клеветой, ложью или заблуждающие профессоров-преподавателей;
– неуважение к сотрудникам и к товарищам;
– получение постранной помощи и оказании помощи другим при выполнении защиты письменных работ и рейтингового контроля;
– сдавать задания и письменные работы, выполненные другими лицами;
– опаздывать на занятия или пропускать их;
– оставить аудиторию без разрешения профессора-преподавателя во время занятий;
– преднамеренный вред усилиям другого студента;
– категорически запрещается любым способом демонстрировать материальную обеспеченность.
11-раздел. Морально – этические отношения между администрацией, профессорами-преподавателям и персоналом
11.1. Отношения между администрацией, профессорами – преподавателями и персоналом основаны на принципах взаимного уважения, интеллегентности, трудолюбия, терпимости, гуманизма, заботы и справедливости.
11.2. Запрещается в сотрудничестве администрации, профессоров –преподавателей и сотрудников по вопросам, связанным с работой, одной стороной оказывать давление или стараться оказывать давление на другую сторону, а также готовить суждения, которые противоречат принципам справедливости и интересам учреждения.
11.3. Целесообразно решать проблемы между сотрудниками с равным уровнем должностей в рабочем порядке. Приветствуется, что работники, которые равны в должности, и которые работают в рамках своих полномочий, разрешают вопросы, не привлекая администрацию.
11,4. Процедура обращения в администрацию в каждом конкретном случае основывается на принципе субординации.
11,5. Инициативы и идеи профессоров-преподавателей и сотрудников мотивированные дальнейшим улучшением морально-этической среды института поощряется.
11,6. Администрация создаёт все условия для профессионального и интеллектуального развития профессорско-преподавательского состава и персонала, льготы по доступу ко всем видам отдыха и отдыха от физических нагрузок, а также создание удобных рабочеих мест, современных компьютеров, Интернета, библиотечного фонда и информационных ресурсов.
12-раздел. Процедуры поощрения и принятия мер.
12.1. По рекомендации, деканов факультетов, руководителей отделов и заведующих кафедрами, члены коллектива, которые придерживались «правил» в течение учебного года, что послужило дальнейшему улучшению и укреплению высокой морально-этической среды в институте, поощряются финансово или морально стимулируются в соответствии с правилами
12.2. Когда члены коллектива нарушают эти «правила», будут приняты меры в соответствии с процедурами, изложенными в разделе о дисциплинарных мерах внутренних процедур учреждения.
Кроме того, в целях обеспечения общественного контроля за поведением члена коллектива, несоблюдение этих правил также обсуждается в Комитете профсоюза Института, в Союзе молодежи Института, в советах женщин и «Родительских советах». может также включаться практику по отправке письменного уведомления о членах коллектива на махаллинские собрания, в котором они живут.
13. Правила в внутри здания
13,1. Руководитель отдела по хозяйственным делам отвечает за обеспечение учебных заведений необходимым оборудованием (мебель, учебное оборудование, нормальная температура, освещение и т. д.).
За доступность и целостность учебного оборудования лабораторий и кабинетов несут ответственность зав кабинетом соответствующей кафедры.
Курение строго запрещается на территории института, за исключением мест, где они определены.
На задержанного курильшика налагается штраф в определённом размере.
В внутри здания института:
а) ходить в головном уборе и пальто;
б) громкий звук, шум, прогулки по коридору;
в) курение;
ж) Употребление алкоголя строго запрещается.
Администрация института должна обеспечить охрану здания, бережное хранение оборудования и другого необходимого инвентаря, а также обеспечивать необходимый порядок в учебных и общественных помещениях.
Охрана здания, противопожарная и санитарно-гигиеническая безопасность осуществляется на основе приказа ректора института персоналом административно-хозяйственного отдела.
Эти правила утверждены Постановлением Совета Института № 9 от 30 апреля 2018 года.